Что есть прогресс человечества? » E-SPORT блог
войти на сайт

вход на сайт

Логин: :
Пароль :

  • Забыл пароль Регистрация
    Что есть прогресс человечества?


    Раздел: --- | Автор: asvfedf | Дата: 17-09-2016, 23:48


      Что есть прогресс человечества?

    26 ноября состоялось очередное заседание семинара «Интеллектуальные основания государственной политики».

    Ответить на вопрос «Что есть прогресс Человечества? — с информатико-кибернетических позиций» взял на себя смелость С.Н. Гринченко, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН. Он предложил рассмотреть понятие прогресса в контексте системного представления о Человечестве как о самоуправляющейся развивающейся иерархической системе. Последовательное наращивание числа «ярусов» этой системы (метаэволюция) —- процесс монотонный и однонаправленный, в то время как процесс функционирования представителей уже сформировавшихся ярусов принципиально немонотонен и предполагает «поисковые рыскания», приводящие как к усложнению таких структур (прогрессу в обыденном понимании), так и к их упрощению (регрессу).


    Таким образом, метаэволюционный прогресс, по мнению докладчика, представляет собой не движение к некоей осознанной (человеком? Природой?) цели, а вполне регулярный процесс линейной экспансии Человечества. В противоположность метаэволюционному прогрессу, эволюционно-циклические прогресс/регресс являются процессами целенаправленными, ориентированными на перманентное циклическое отслеживание экстремального значения целевых критериев энергетического характера, задаваемых в каждой из иерархически различных подсистем, слагающих Человечество, но имеющих в своих траекториях значительную стохастическую составляющую.

    Тезисы доклада С.Н. Гринченко

    1. Разные авторы вкладывают в понятие «прогресс человечества» различный смысл. Разногласия в трактовке этого понятия опираются прежде всего на различную трактовку таких детализирующих его понятий, как «совершенствование (культурной и социальной жизни)», «низшее, менее совершенное», в противоположность «высшему, более совершенному», и т.п. Очевидно, что «совершенствование» каждый может понимать по-своему, используя самые различные качественные критерии его оценки (напр., стремление к справедливости, максимизация удовлетворения потребностей людей, как материальных, так и духовных, процесс движения Человечества к некоторой конечной его цели, и т.п.).

    2. Более того, не находя в историческом прошлом Человечества подтверждений такого «совершенствования», многие приходят к отрицанию самой идеи его «прогресса». Ещё более субъективными являются попытки количественного сравнения степени «совершенства», поскольку априори неясно, как его измерять и по каким параметрам сравнивать? Примирение альтернативных трактовок «прогресса» посредством опоры на эмпирические факты — и выработка на этой основе некоей усреднённой универсальной его интерпретации &mdas 3ccb h; маловероятны.

    3. В этой ситуации представляется целесообразным обратиться к иным методикам исследования природных и общественных явлений, не исключающим использование тех или иных эмпирических данных об историческом социально-культурном развитии человечества, но опирающимся всё же на более общие теоретические (абстрактные, идеальные, etc.) представления об этом развитии. В частности, применить к данной проблеме системный информатико-кибернетический подход.

    4. Будем рассматривать Человечество как иерархическую самоуправляющуюся систему, приспособительное поведение (реализация имманентной активности) представителей всех иерархических составляющих которой организуется по алгоритмам поисковой оптимизации (критериев энергетического характера: экстремального типа, типа равенств и типа неравенств).

    5. В рамках данной концепции чрезвычайно важно, что многоярусная (т.е. содержащая элементы с существенно отличающимися пространственными размерами) иерархическая система современного Человечества возникла не вдруг, а прошла в своём развитии целый ряд соответствующих этапов. Для описания процесса развития иерархической системы как таковой введён термин «метаэволюция» — процесс последовательного наращивания числа уровней/ярусов такой системы в ходе её формирования. Рассмотрим подробнее ход метаэволюции, начиная с этапа появления далеких предков людей, имея в виду, что приводимые ниже расчётные оценки дат и размеров (см. в первоисточнике) носят ориентирующий, реперный характер.

    6. В таблицу 1 сведены основные количественные характеристики метаэволюции Человечества ( потенциальный линейный размер см. в первоисточнике)

    Таблица 1.

    0 ~428 млн. – ~28,2 млн. лет — Цефализация позвоночных; организменная память

    1 ~28,2 млн. – ~1,86 млн. лет ПСЕВДО-гоминоиды (Hominoidea) + ПСЕВДО-сигнальные позы

    2 ~1,86 млн. – ~123 тыс. КВАЗИ-люди (Homo erectus) + КВАЗИ-мимика/ КВАЗИ-жесты

    3 ~123 тыс. – ~8,1 тыс. ЭВРИ-люди (Homo sapiens) + речь/язык

    4 ~8,1 тыс. – ~1446 г. АГРО-люди + уникальные тексты (письменность)

    5 ~1446 г. – 1946 г. ПРОМ-люди + тиражированные тексты

    6 1946 г. – ~1979 г. КОМП-люди + компьютерная аппаратура

    7 ~1979 г. – ~1981 г. КОСМ1-люди + сетевая аппаратура … … … …

    7. Примерно с 1981 года начали формироваться — в потенции — и все остальные, теоретически возможные структуры Человечества, отражающие тенденцию как усложнения самого человека (формирования перманентно усложняющейся «человеко-аппаратурной» интеллектуальной единицы Человечества), так и дальнейшего его проникновения и в Космос, и в микромир. Но реализоваться они смогут лишь в более или менее отдалённом будущем, причём посредством огромных усилий наших потомков (а также высочайшего уровня их образования/профессиональной квалификации).

    8. Таким образом, рассмотрение хода развития Человечества в терминах формирования в его системной иерархии всё новых и новых ярусов, коррелирующего с одновременным перманентным усложнением создаваемых и осваиваемых людьми информационных, инфраструктурно-коммуникационных и производственно-рабочих технологий, позволяет интерпретировать его как процесс монотонного увеличения потенциальной иерархической сложности и разнообразия системы Человечества. При этом необходимо отличать процесс формирования новых ярусов в ходе монотонной метаэволюции иерархической системы от процесса функционирования (приспособительного поведения) представителей уже сформировавшихся ярусов, который принципиально немонотонен и предполагает поисковые рыскания, приводящие как к усложнению и увеличению разнообразия таких структур, так и к их упрощению, а также обеднению их ансамблей. Подобный процесс можно называть эволюционно-циклическим (равно как и поисково-оптимизационным), не забывая исключать из него явления, инициированные метаэволюционным процессом.

    9. Как следствие, и понятие «прогресс Человечества» следует подразделить на понятие метаэволюционного прогресса и понятие «всего остального», или эволюционно-циклического, прогресса, который в паре с «регрессом» отражает процессы усложнения/упрощения и совершенствования/деградации в развитии тех или иных элементов системы Человечества, – за исключением именно метаэволюционной компоненты усложнения этой системы. Аналогичным образом может быть определено и понятие «прогресс Человека как базисного элемента Человечества» — т.е. освоение им всё новых информационных технологий: от сигнальных поз и мимики/жестикуляции — через освоение языка/речи, письменности и книгопечатания — до компьютерных, сетевых и т.п. новых информационных технологий. А также понятие «прогресса/регресса человека как конкретной личности», который в течение своей индивидуальной жизни может как совершенствоваться и усложняться, так и, к сожалению, упрощаться и деградировать (в личностном плане).

    10. С предлагаемых позиций, метаэволюционный прогресс представляет собой не движение к некоей осознанной (человеком? Природой?) цели, а вполне регулярный процесс линейной экспансии Человечества, вполне специфицируемой в его пространственно-временных и технологических параметрах. Сам факт того, что основные моменты этого процесса поддаются математическому расчёту, свидетельствует о непосредственной зависимости наиболее общих этапов хода истории Человечества от фундаментальных законов природы.

    11. Любые действия отдельных людей и их сообществ в составе Человечества, производимые ими с любыми собственными осознаваемыми интеллектуально целями или без таковых, с позиций предлагаемой концепции рассматриваются как их активности/деятельности в соответствующих контурах системы иерархической поисковой оптимизации. С определённой инерционностью во времени все они в той или иной степени вносят свой вклад в изменение объективных интегральных показателей её эффективности в соответствующей подсистеме Человечества, в зависимости от чего продолжают далее реализовывать собственное приспособительное поведение либо в прежнем «направлении» (спектре «направлений»), либо вносят в него (с той или иной долей стохастики) существенные коррективы. В любом случае действия людей реализуют эволюционно-циклический процесс непосредственно, а метаэволюционному процессу эти действия могут лишь удовлетворять, осуществляя практически, или не удовлетворять, не осуществляя (в принципе либо на каком-то этапе развития) материализацию фундаментального свойства Природы: закона формирования системы личностно-социально-технологического в рамках соответствующей системы живого. Метафорически это можно охарактеризовать как «наращивание реального системного мяса на идеальный метаэволюционный скелет». Пока земная цивилизация людей, выросшая в рамках Биогеосферы в целом успешно удовлетворяла этому закону (при всех оговорках локального характера); будем надеяться, что успех в этом будет нам сопутствовать и в будущем...

    12. Таким образом, в противоположность метаэволюционному прогрессу, эволюционно-циклические прогресс/регресс являются процессами целенаправленными, ориентированными на перманентное циклическое отслеживание экстремального значения целевых критериев энергетического характера, задаваемых в каждой из иерархически различных подсистем, слагающих Человечество (т.е. целевых критериев, связанных с социально-культурными детерминантами лишь весьма опосредованно) – но имеющих в своих траекториях значительную стохастическую составляющую.

    13. Другим следствием предлагаемого представления является тот факт, что в начале 1980-х гг. метаэволюционный прогресс завершился, т.е. идеальная структура иерархической системы Человечества достигла в своем развитии максимальной сложности (пространственно ограниченной текущим размером Метагалактики). Тем самым Человечество перешло в принципиально новую фазу своего развития, когда новые подсистемы уже не возникают (все потенциально возможные уже возникли), и развитие сводится лишь к коэволюции уже существующих и функционирующих одновременно и параллельно подсистем. На сегодня это шесть социально-технологических подсистем (пять сейчас уже вполне реальных и шестая – начавшая свою реализацию «наноподсистема», плюс седьмая – Биогеосфера). Сравнивая это с исторически вчерашней (т.е. до 1946 г.) социально-технологической подсистемы плюс Биогеосфера, иначе как взрывом сложности системы Человечества – происшедшим всего за какие-то 35 лет – это не назовёшь.

    14. О прогрессе и регрессе России. Необходим немедленный «перелом» сегодняшней ситуации: переход России из фазы эволюционно-циклического «регресса» в фазу эволюционно-циклического «прогресса». При реализации этого нужно иметь в виду, что, образуя гармоничный Общепланетарный социум, составляющие его «сверхстраны» должны сохранять определённую автономность, политическую и экономическую, поскольку эффективность именно такой структуры в управленческом смысле существенно выше эффективности внутренне иерархически не структурированного Общепланетарного образования. Это же утверждение справедливо и для пары «сверхстрана» – иерархически входящие в неё «сверхрайоны»: определённая автономность последних (областей, краёв, земель, штатов и т.п.) обязательна для максимизации управленческой эффективности соответствующей «сверхстраны».

    15. Основной вывод. Существующие энциклопедические определения понятия прогресса являются слишком общими и недоопределёнными. Более детальное их наполнение приводит к разделению этого общего термина на два, принципиально отличающиеся друг от друга тем, что один из них (эволюционно-циклический прогресс), в «паре» с понятием эволюционно-циклического регресса, отражает приспособительное поведение всех существующих иерархических составляющих системы Человечества, а другой (метаэволюционный прогресс) — отражает само возникновение этих иерархических составляющих и своей регрессионной пары принципиально не имеет.

    Свою модель прогресса человечества изложил С.С. Сулакшин. По его мнению, человечество развивается в направлении обретения все новых ценностных императивов, осознание которых является необходимым условием его выживания. Таким образом, осуществляется постепенный переход — от общества, в котором действует приоритет силы, к обществу, основанному на нравственных принципах; от государства правового, затем социального к государству нравственному, в котором цель и ценность неразделимы и ценностное наполнение захватывает все уровни управления.

    Дискуссия, развернувшаяся после выступлений докладчиков, продемонстрировала далеко не формальное отношение экспертов к проблеме будущего человечества. Обсуждались критерии, по которым можно диагностировать прогресс, оценивалось современное состояние социума, предлагались свои модели развития. Одни говорили о революционных технологиях, другие о добре и зле…

    Комментов: 0
    Просмотров:
    Понравился пост? Посмотрите эти:
    Приветствую вас на сайте!
    НаФигация
    Реклама
    Популярные новости
    Облако тегов