Украина. Майдан и кризис безответственности » E-SPORT блог
войти на сайт

вход на сайт

Логин: :
Пароль :

  • Забыл пароль Регистрация
    Украина. Майдан и кризис безответственности


    Раздел: --- | Автор: asvfedf | Дата: 17-09-2016, 23:47


      Украина. Майдан и кризис безответственности

    Итоги совпавших по времени событий внешнеполитического и внутриполитического характера с разных ракурсов раскрыли перспективы развития российско-украинских отношений и ситуации на самой Украине.

    СМИ: комментарии «оппонентов»

    Приезд президента Украины Виктора Януковича в российскую столицу должен был выглядеть как визит победителя, за короткий период добившегося того, к чему Владимир Путин пришел только ко второму сроку своего пребывания на должности главы государства. Послушный парламент, покорное правительство во главе с техническим премьером, партия власти на ручном управлении, замолчавшие телеканалы, "свои" суды и правоохранительные органы, выстроенная местная вертикаль, маргинализированная рассорившаяся оппозиция. И даже "олигархи" больше не рыпаются. Но предприниматели, собравшиеся на Майдане независимости аккурат в годовщину выступлений 2004 года, смазали власти всю благостную картину. Украинское руководство просто забыло, что помимо "олигархов", политиков, судей и прокуроров в стране живет еще и народ. В стране (и это, пожалуй, главное следствие политического Майдана 2004 года) живет немало свободных людей, не способных просто так примириться с ограничением своих прав. (Виталий Портников, Грани.РУ)

    Происходящее в Киеве резко контрастирует с тем, что не происходит в Москве. Граждане Украины имеют возможность выражать свой протест на главной площади столицы в любое время и по любому поводу. В России это уже давно невозможно. Как раз только что Думой был приняты поправки в закон о митингах, и так ограничивающий право, прописанное в 31-й статье Конституции РФ, до состояния полного фарса. Это называется полицейское государство, без всяких кавычек. Так что Майдан - по-любому хорошо... (Анатолий Баранов, ФОРУМ.МСК.РУ)

    Никакой косметический ремонт действующей системы власти, кризис которой уже очевиден - не поможет. Новый Налоговый кодекс – это очередной косметический ремонт. И нет никаких сомнений, что экономические требования митингующих на Майдане сменятся политическими. Власть не дозрела до либерального закона, способного дать толчок тем реформам, о которых она трубит на каждом углу. Более того, с каждым своим шагом она уверенно подталкивает страну (и себя в том числе) к пропасти. Возврата из которой может и не быть. Парадокс – нам как воздух нужны реформы, но в обществе нет доверия к этим реформаторам, которые способны за день принять сотни страниц текстов толком не прочитанных ими сами законопроектов. Поэтому люди снова вышли на Майдан. Без политиков, самоорганизовано, полные мужества стоять до конца. (Виктор Навин, LB.UA)

    Сегодня, когда люди стоят здесь [на Майдане – ред.] и стоят по всей стране, их уже не интересует вето на Налоговый кодекс. Мы приняли решение: поскольку Налоговый кодекс был принят неконституционным способом 5570 , мы его в любом случае, даже после подписания, выполнять не будем. Эта власть, которая обманула народ, которая издевается над ним, является нелегитимной и не должна в дальнейшем узурпировать свои должности. (Александр Данилюк, координатор акции протеста)

    Фракция «БЮТ-Батьківщина» все время при рассмотрении в парламенте проекта Налогового кодекса подчеркивала, что документ содержит нормы, которые уже сегодня президент Украины и правительство называют «преступными, коррупционными и антинародными». Учитывая это, я не понимаю тезиса о том, что премьер-министр, президент Украины и другие высшие должностные лица не знали о тексте документа и случайно узнали от тех, кто протестует, на вторую неделю протеста. Во время рассмотрения проекта Налогового кодекса все время звучала позиция правительства, и поэтому теперь кабинет министров должен нести ответственность за тот Налоговый кодекс, который он предложил. Оппозиция настаивает на ветировании Налогового кодекса и отставке правительства. (Николай Томенко, заместитель председателя Верховной Рады, фракция «БЮТ-Б»)

    СМИ: комментарии «апологетов»

    Завершились переговоры Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. Президенты России и Украины довольны развитием отношений между странами и уверены, что экономики двух государств будут сближаться еще больше. Главный итог переговоров - констатация того факта, что «оранжевый» кризис, который чуть было не свел на нет отношения России и Украины, странам удалось преодолеть: мы вышли на «докризисный» уровень. Конечно, нерешенные вопросы еще остались, но прогресс очевиден. Президенты договорились, что Москва и Киев будут идти по пути дальнейшего сближения, создавать условия для синхронизации и модернизации экономик. (Молодая Гвардия «Единой России»)

    Протесты против Налогового кодекса зрели достаточно давно, и то, что вся эта история обострилась как раз в день проведения саммита ЕС-Украина простое совпадение, и тем более, сопадение то, что пик митигновой активности пришелся на так называемый «ющенковский «День свободы». Тем не менее, нельзя не принимать во внимание, что оппозиция в Украине, будет стараться использовать любой совпадение. Оппозиция в Украине стремительно теряет свое влияние, и для того, что бы его удержать, последней придется проявлять определенную выдумку и креативные ходы. (Сергей Марков, депутат ГД)

    Нужно учитывать и географическое положение Украины и специфику ее экономики, которая ориентирована сейчас больше на Россию. Практически в Европе украинские товары и украинское производство никак не представлены. В этой связи, конечно, с учетом последних тенденций в геополитике, с учетом той риторики, которую мы сейчас наблюдаем в отношениях, в диалоге между нашими президентами, то, конечно, все-таки Украина пока склоняется к тому, чтобы войти в Таможенный союз. Что касается Керченского пролива, то, безусловно, для Украины это очень перспективный проект, потому что Украина таким образом выйдет на новый этап развития. Это во многом позволит Украине расширить связи с центрально-азиатскими государствами, и с кавказскими республиками. Поэтому здесь, конечно, перспективы для Украины очень и очень серьезные. (Евгения Войко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры)

    Что касается отношений с Украиной, то они носят стратегический характер и нам бы не хотелось, чтобы под разговоры о том, что Россия тоже собирается в НАТО кто-то на Украине посчитал, что это открывает зеленый свет для форсированного вовлечения Украины в североатлантический альянс. Такой план был при предшествующем президенте, и мы надеемся, что больше такие планы мы не увидим и не услышим. (Константин Затулин, Директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ)

    Я считаю, что все эти политические обвинения, политические оценки, политические призывы - это не что иное как попытка проблему, которая носит экономический и социальный характер для представителей малого и среднего бизнеса, превратить в политическую. Проблема тут существует. Но я считаю, что нужно направить энергию на то, как найти взаимоприемлемое решение, которое сбалансировало бы и интересы людей, и интересы государства. (Владимир Литвин, глава Верховной Рады)

    Наш комментарий

    Тематика российско-украинских взаимоотношений на минувшей неделе привлекла внимание экспертов и аналитиков, оценивающих итоги и перспективы развития совпавших по времени событий как внешнеполитического, так и внутриполитического характера, с разных ракурсов раскрывающих позиции и приоритеты президента Украины Виктора Януковича.

    Состоялся рабочий визит Виктора Януковича в Москву. В программе визита – двусторонние переговоры на высшем уровне, заседание Украинско-Российской межгосударственной комиссии, пресс-конференция. Предыдущие заседания состоялись в Киеве 17 мая и в Геленджике 4 октября. Работа в Москве 26 ноября – продолжение того, о чем говорилось в Киеве; содержанием форума в Геленджике, напомним, было межрегиональное сотрудничество. Совпадал и состав участников переговоров. Главы президентских администраций Сергей Левочкин и Сергей Нарышкин, министры, руководители украинских и российских государственных агентств.
    Насколько можно судить по информации, просочившейся о встрече тет-а-тет, речь шла об энергетике. Слова Дмитрия Медведева на пресс-конференции: «Мы действительно сегодня с Виктором Федоровичем вопросу энергетики, не стану от вас скрывать, уделили самое пристальное внимание: и когда беседовали вдвоем, и потом с приглашением некоторых наших товарищей». Явно умышленно, в самом начале встречи, Кремль через Reuters сделал утечку информации: с российской стороны речь пойдет о ситуации на Кременчугском НПЗ, контроль над которым потеряли акционеры из "Татнефти". Сейчас этим НПЗ управляют люди Игоря Коломойского.

    Из подписанного в этот день в Москве отметим три позиции. Решение, по которому Россия увеличивает объемы прокачки нефти по территории Украины до 18,5 млн тонн. Меморандум взаимопонимания министерств транспорта России и Украины и Внешэкономбанка России о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Документ подписали Минтранс РФ, министерство транспорта и связи Украины и госкорпорация «Внешэкономбанк». Межправительственное соглашение о взаимодействии при проведении инспекционных мероприятий в местах базирования Черноморского флота России на территории Украины - говоря упрощенно, структуры ОБСЕ не имели официального доступа к системам вооружения ЧФ России на украинской территории; теперь будут иметь.

    Сообщение о договоренности по строительству транспортного перехода в Керченском проливе, судя по всему, призвано отвлечь внимание наблюдателей от того факта, что принципиальное решение по поводу делимитации российско-украинской границы на этом участке так и не было достигнуто на высшем уровне. В вопросе разграничения Азово-Керченского пролива стороны не только не продвинулись ни на шаг, но, судя по признаниям участников переговоров, зашли в тупик. Если провести границу таким образом, как настаивают украинцы, то она пройдет у самых берегов РФ. Это грозит тем, что Россия будет лишена собственного выхода из Азова в Черное море. Украина попыталась заинтересовать РФ проектами соглашений, в которых, во-первых, предлагается навечно закрепить свободу судоходства в спорных каналах, а во-вторых – запретить проход через Азово-Керченский пролив иностранных военных судов без согласия на то Москвы и Киева. Но российская сторона, судя по всему, осталась к этим предложениям равнодушна.

    Шла речь и об удешевлении газа для Украины, о чем можно судить со слов Дмитрия Медведева на пресс-конференции: «Мы договорились продолжить обсуждение вопросов энергетического сотрудничества, исходя из необходимости найти компромиссы. Поручения правительствам Российской Федерации и Украины сегодня даны». До конца года у Януковича и Медведева состоятся еще две встречи, - тогда и можно будет судить о результатах выполнения поручений и о том, найден ли компромисс. Как сообщалось ранее, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Россия готова продолжать переговоры о снижении цен на газ для Украины.

    Украинские наблюдатели из слов Дмитрия Медведева, сказанных на итоговой пресс-конференции, выделили для себя главное: «мы понимаем, что формирование бюджета, формирование целого ряда экономических программ Украины зависит от того, как будет строиться энергетическое сотрудничество с Россией». Из этих слов понятна одна из тем, которую подымала на переговорах украинская сторона – показатели госбюджета страны нельзя рассчитать, не понимая цену российского газа.

    Между тем, цена на российский газ – не единственный фактор неопределенности, тормозящий принятие бюджета Украины на 2011 год. Визит Виктора Януковича в Москву совпал по времени с острым внутриполитическим кризисом на самой Украине вокруг принятия нового Налогового кодекса, без которого украинский бюджет обречен оставаться в подвешенном состоянии.

    С прошлого понедельника на Майдане Независимости в Киеве проходит бессрочная акция протеста предпринимателей. Они требуют от президента применить право вето к принятому Верховной радой неделей ранее Налоговому кодексу, серьезно меняющему условия ведения бизнеса. Сегодня за ветирование кодекса выступает не только малый и средний бизнес, но и объединение крупных работодателей и Федерация профсоюзов Украины.

    Основные претензии участников касаются отмены «Единого налога» и введения новой налоговой системы для мелкого бизнеса. По новой системе размеры налога значительно увеличиваются, перепродажа привозных (китайско-турецких) вещей – любимый украинский бизнес - становится убыточным. Мелкие предприниматели, которые работают по упрощенной системе налогообложения, не хотят платить вместо привычных 200 гривен (около $25) единого налога в месяц по 600–1500 гривен и отказываются работать с кассовыми аппаратами.

    Участники акции протеста склонны эксплуатировать символические аспекты происходящего: шесть лет назад, 22 ноября 2004 года, на Площадь независимости в Киеве вышли пикетчики против фальсификаций во время выборов президента. С тех пор слово «майдан» воспринимается на Украине, как символ единого народного протеста. Сегодняшний майдан не похож на тот, что был шесть лет назад, хотя он собрал многих из тех, кто начинал здесь «оранжевую революцию». События 2004 и 2010 годов, при всей их стилистической схожести, являются разными по направленности, мотивации и составу движущих сил.

    Одним из наиболее заметных отличий нынешних акций протеста и памятных событий 2004 года, следует признать отсутствие единства в рядах участников. Среди предпринимателей, протестующих на площади Независимости в Киеве, обострились противоречия: часть митингующих намерена начать бессрочную акцию с политическими требованиями. В четверг вечером голосованием на Майдане координационный совет акции протеста был распущен, поскольку выступал против проведения массовой акции с выдвижением политических требований — отставки Верховной рады и президента Украины.

    К требованиям радикальной части митингующих присоединяются оппозиционные партии. Сторонники Юлии Тимошенко выдвигают сугубо политические требования: отставка правительства Николая Азарова в полном составе. « Правительство не прошло испытание налоговой реформой и должно нести за это ответственность», - заявил на пресс-конференции заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко, представитель фракции «БЮТ-Батькiвщина».

    Сами участники акции протеста высказываются за создание собственной политической партии, которая будет отстаивать интересы малого и среднего бизнеса. Политическая подоплека событий подтверждается также тем, что участники акции протеста намерены встретиться с делегацией Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) во главе с ее секретарем Томасом Маркетом, прибывшей на Украину в понедельник, 29 ноября для изучения конституционной ситуации после отмены изменений в Конституцию, внесенных в 2004 году. Члены делегации также собираются ознакомиться с результатами судебной реформы в Украине и концепцией реформы уголовной юстиции. По итогам визита эксперты предоставят свои выводы и рекомендации. Напомним, ранее секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт высказал мнение, что решение Конституционного Суда Украины об отмене изменений в Конституцию, внесенных в 2004 году, ставит вопрос о легитимности власти.

    Впрочем, приезд европейских экспертов был запланирован заранее, что не дает оснований подозревать европейские институты в намеренном провоцировании кризисной ситуации на Украине. Скорее, для Европы происходящее сегодня на киевском Майдане - хороший сигнал о том, что, во-первых, на Украине все еще можно быть несогласным с властью, во-вторых, что мелкий и средний бизнес способен консолидированно защищать свои интересы. В то же время, те же европейцы прекрасно осознают, что платить в месяц $25 налога – это непозволительно мало. Так жить нельзя, особенно в кризис, когда даже благополучная Франция затягивает пояс и повышает пенсионный возраст. Об Украине, нахватавшей кредитов МВФ, и говорить нечего.

    Между тем, всем понятно, что с таким положением вещей, когда более чем 50% ВВП Украины находится вне зоны налогообложения, что-то нужно делать. Принятый Верховной Радой во втором чтении Налоговый кодекс, практически не меняя правил игры, предлагает решить эту задачу за счет усиления налогового сыска и увеличения штрафных санкций (до 300% пени от общей суммы). С учетом того, что идеология НК, не разрешая базисных причин ухода бизнеса в тень, ориентирована на усилении административного давления на бизнес, критики прогнозируют, что новый кодекс лишь увеличит долю теневого сектора в экономике Украины.

    Впрочем, имеющиеся несовершенства нового Налогового кодекса признают даже его авторы и сторонники, призывая все заинтересованные стороны к диалогу и согласованию спорных позиций. Проблема, между тем, в том, что упомянутый диалог начинается лишь теперь, на финальной стадии прохождения судьбоносного документа. И вина в таком положении вещей лежит не только, и даже не столько на действующей власти.

    Справедливости ради следует напомнить, что процесс кодификации налогового законодательства в Украине начался вовсе не с приходом к власти «Партии Регионов». Ещё в марте 2000 года президент Кучма внёс в парламент ряд законопроектов, среди которых был и проект Налогового кодекса.

    И если, как говорят, «трём миллионам предприимчивых украинцев» не хватило десяти лет, чтобы самоорганизоваться и выразить своё отношение к кодификации, безусловно, важного для них законодательства, то что можно сказать о дееспособности этих трех миллионов? Они лишь сейчас кое-как пытаются сформулировать свои ожидания от кодификации налогового законодательства. Лишь сейчас они пытаются сформировать какие-то советы при администрации президента, при правительстве, да и то по инициативе чиновников. Понимание того, что борьба за свои права – это постоянный процесс, а не единоразовый выход на площадь, начинает появляться у украинцев лишь спустя шесть лет после «оранжевой революции».

    Те же вопросы можно адресовать и поддержавшим протестующих предпринимателей лидерам украинской оппозиции, ничего не сделавшим для кодификации налогового законодательства за те пять лет, что они пребывали во власти после «оранжевой революции». Эти политические силы оказались не способны в период своего нахождения во власти отвлечься от политических игр вокруг «Голодомора» и прочих остро актуальных для Украины проблем, и закрыть налоговые дыры, упростить администрирование, сократить количество налогов.

    Правительство Николая Азарова за крайне короткий срок и в крайне сложных экономических, бюджетных условиях попыталось решить проблему, которую государство решить не смогло за минувшие десять лет, а общество — решить даже и не пыталось.

    Парламентское большинство и правительство ссылаются на то, что Налоговый кодекс необходим для принятия государственного бюджета на следующий год. Но будут ли учтены замечания предпринимателей по налоговой реформе, готово ли правительство к тому, что кодекс будет ветирован, - на сегодняшний день ясного ответа на эти вопросы нет.

    Эксперты упоминают два варианта развития событий. Первый - президент накладывает вето, Верховная Рада принимает поправки к тексту кодекса, бюджетный процесс задерживается, страна вступает в новый 2011 год без бюджета. Второй вариант - Налоговый кодекс подписывается, но вступает в силу только после внесения в него тех изменений, о которых смогут договориться заинтересованные стороны. Бюджетный процесс не задерживается. Понятно, что Правительство страны отдает предпочтение второму варианту.

    К этому же варианту, судя по всему, склоняется и президент Виктор Янукович. По данным украинских СМИ, глава государства подпишет кодекс, несмотря на требование митингующих предпринимателей ветировать законопроект. Во время посещения палаточного городка предпринимателей на Майдане президент заявил, что решение относительно того, ветировать или нет Налоговый кодекс, примет 3 декабря.

    Комментов: 0
    Просмотров:
    Понравился пост? Посмотрите эти:
    Приветствую вас на сайте!
    НаФигация
    Реклама
    Популярные новости
    Облако тегов